Билет - главный документ, который определяет отношения между авиакомпанией и пассажиром. Он обязательно включает в себя несколько страничек, где описываются условия перевозки. Из них, например, следует, что авиакомпания не несет никакой ответственности за сроки перевозки пассажира. Ее задача доставить Вас из одного пункта в другой, но вот когда-другой вопрос.
"Перевозчик обязуется принять все зависящие от него меры, чтобы перевести пассажира и багаж в разумные сроки. Время , указанное в расписании и других документах, не гарантируется и не является составной частью настоящего договора.Перевозчик может без предупреждения передать пассажира другому перевозчику, заменить воздушное судно, изменить или отменить посадку в пунктах, указанных в билете , если это необходимо.Расписание может быть изменено без предупреждения пассажира.Перевозчик не несет ответственности за обеспечение стыковок рейсов"
И это не нарушает условия перевозок согласно Варшавской конвенции , где оговорены условия международных перевозок всеми авиакомпаниями.
Таким образом может возникнуть ситуация, когда Вас вместо обещенного перелета бизнес классом на "Боинге-747" с опозданием на сутки отправят экономическим классом самолетом "ТУ-154". Формально авиакомпания выполнит свои условия перед пассажиром.
Конечно, при возникновении таких ситуаций , авиакомпания старается загладить свою вину перед пассажирами с помощью различных бонусов или компенсаций- размер которых в билете не оговаривается.
Форма и содержание билета
Кроме упомянутых страничек с условиями перевозок, билет включает полетные купоны, каждый из которых используется для одного из сегментов перелета.Обычно используют для оформления перевозки 2-х или 4-х купонные билеты.При оформлении авиабилета все купоны заполняются одновременно, поскольку на обратной стороне имеют копирующий слой красного цвета.После оформления авиабилета, два контрольных купона сразу изымаются агентом, а в билете остаются только полетные купоны.
На вид все купоны одинаковые, но строка, имеющая отношение к определенному сегменту полета, выделена другим цветом.
Весь билет всегда заполняется латинским шрифтом (согласно международных правил) , и в нем всегда много сокращений.Посмотрим ,что-же означают все сокращения в авиабилете, что поможет Вам правильно читать указанную в билете информацию.
1.Действителен для перевозки между указанными пунктами/Good for passage between points outlined.
Все очень просто. В графе "От" (from) обозначается точка вылета , "до" (to)- точка прилета.Если полет состоит из нескольких сегментов,будет указано несколько пунктов с трехбуквенным кодом аэропортов, например:
Минск (MSQ)-Франкфурт(FRA)-Милан(MXP)-Вена(VIE)-Минск(MSQ).
2.Перевозчик/Carrier.
Вэтой графе указан международный двухбуквенный код авиакомпании.
Например: SU (Аэрофлот) или LH (Люфтганза).
3.Рейс/Flight.
Эта графа в коментариях не нуждается, здесь указывается номер рейса, который вместе с кодом авиакомпании указывается на табло в аэропорту при прохождении регистрации.Однако следует знать и еще одну маленькую деталь, купив билет на рейс "Аэрофлота" Москва-Париж, совсем не означает, что Вы полетите именно самолетом "Аэрофлота". Многие перевозчики договариваются друг с другом о выполнении совместного рейса ("код-шеринг").И в этом случае, приобретая билеты в кассах "Аэрофлота" Вам в билете проставляют номер рейса под кодом SU, а если Вы покупаете билет на тот же рейс в кассах авиакомпании "Эйр Франс", то в билете Ваш рейс будет указан под кодом AF. И не пугайтесь, когда в аэропорту на табло Вы видите номер рейса с двойным кодом SU/AF.Это означает, что это рейс совместной эксплуатации , и код авиакомпании, который стоит первым означает , что рейс выполняется на самолете "Аэрофлота".
Для пассажира, в принципе не должно быть никакой разницы, кто на самом деле его повезет: компании стараются унифицировать сервис на борту.Тем не менее "код-шеринг" сопровождается некоторыми ограничениями. Если на рейс продано больше билетов, чем мест в самолете (вполне распространенная практика: это называется "овербукинг"-перепродажа), то компания, фактически выполняющая рейс, будет стараться посадить на него в первую очередь "своих" пассажиров.Остальные подождут следующего рейса.И, как правило, для тех , кого не посадили на рейс, авиакомпания старается оплатить гостиницу или компенсировать неудобства наличными: все решается индивидуально.
4.Класс/Class.
В этой графе указан не класс обслуживания, а класс тарифа.Классов тарифа существенно больше, чем классов обслуживания: билеты двум соседям в эконом классе могли быть проданы по разной цене.Просто один пассажир имеет возможность перед полетом запросто обменять свой билет на другие даты полета, а другой пассажир жестко привязан к датам вылета , согласно купленного билета.
Обычно в самолете два-три класса обслуживания: "первый", "бизнес", "эконом".Каждая компания использует собственные обозначения классов тарифа, обычно для обозначения "первого" класса обслуживания используют буквы F,A,P , для "бизнес" класса обслуживания используют буквы C,D,J , остальные буквы используются для обозначения "эконом" класса.
Класс имеет значение не только на борту самолета. Для пассажиров "первого" и "бизнес" классов обслуживания предусмотрены отдельные стойки регистрации в аэропорту, и пассажиры этих классов имеют право провести время перед вылетом в специальном зале ожидания с бесплатными закусками и напитками.
5.Дата/ Date и Время вылета/ Time.
Время отправления рейса указано местное.Временем отправления считается не отрыв самолета от полосы, а момент отстыковки от трапа.Впрочем для пассажира это не принципиально: важно время окончания регистрации и посадки.Как правило время окончания регистрации 40 минут до вылета самолета. Но некоторые авиакомпании устанавливают свои стандарты., поэтому при покупке авиабилета Вам следует уточнить время окончания регистрации.
6.Статус / Status.
Графа означает состояние бронирования.Если написано OK-Ваше место гарантировано.Если на момент оплаты такого подтверждения нет, в графе появляется сокращение RQ.В этом случае пассажиру возможно придется дожидаться окончания регистрации, чтобы узнать, осталось для него место на борту или нет.
Впрочем даже статус OK не всегда гарантирует отсутствия проблем из-за перепродажи.Каждая авиакомпания стремится максимально повысить загрузку своих рейсов и при наличии спроса продают заведомо на 5% больше билетов ,чем мест в салоне самолета- в расчете на неявку пассажиров на рейс.Если придут все, то предпочтение на регистрации отдадут тем , кто раньше прошел регистрацию и , конечно, пассажирам дорогих классов.
7.Вид тарифа/ Fare basis.
В этой графе расположен буквенно-цифровой код тарифа , по которому продан авиабилет.Под указанным кодом существует правило тарифа, где оговорены все условия перебронирования, сдачи авиабилета,применение скидок, если таковые предусмотрены.О всех правилах по приобретенному авиабилету Вас всегда проинструктирут агент, оформивший Вам билет.
А вот в графах "Не действителен до/Not valid before" и "Не действителен после/ Not valid after" указанные даты подскажут Вам можно ли Вам что-либо менять в билете по Вашим полетным купонам и до какого срока.
8.Норма провоза багажа/ Allow.
В этой графе проставлена норма бесплатного провоза багажа соттветствующая классу обслуживания :"первый" класс - 40 кг, "бизнес" класс - 30 кг, "эконом" класс - 20 кг.Ручная кладь может быть 5кг,8-10 кг, все зависит от правил авиакомпании.Приобретая авиабилет , поинтересуйтесь у Вашего агента. И помните- за перевес багажа Вас попросят доплатить на регистрации рейса.
9.Фамилия пасаажира / Name of passenger.
В указанной графе фамилия пассажира должна полностью совпадать с написанием в паспорте.Имя пассажира сопровождается указанием на пол или возраст и в этой же графе указывается паспорт пассажира для российских перевозчиков и перевозчиков стран СНГ.
10.Передаточная надпись /Ограничения/ Endorsement/Restrictions.
В этой графе проставляются ограничения по приобретенному авиабилету.Список ограничений велик. Примечание RES CHNG USD 30 означает, что перенос даты вылета возможен , но со штрафом 30 долларов.
Если же в Вашем билете проставлены ограничительные надписи NON END/ NON REF/ NON CHNG это означает, что Ваш билет не сдается, и перенести дату вылета нельзя. Если в данной графе присутствует надпись SU ONLY, значит к перевозке с этим билетом Вас примет только авиакомпания "Аэрофлот" и данный билет невозможно не при каких обстоятельствах переписать на рейсы другого перевозчика.
11.Дата и место выдачи/ Date and place of issue.
В данной графе обязательно должен быть проставлен специальный валидатор агента, продавшего Вам авиабилет и дата оформления авиабилета. И знайте - сдать авиабилет Вы сможете ,при любых, возникших непредвиденных ситуациях , только там ,где Вы приобретали его.
12.Для отметок авиакомпании/ Airline data
Очень важный раздел , где указан код Вашего бронирования.
13.Выдан в обмен на / Issued in exchange for.
Если Ваш билет был выписан в обмен на другой, в этой графе обязательно должен быть указан номер Вашего предыдущего билета. Или премиального сертификата программы часто летающего пассажира (если полет премиальный).
14.Расчет тарифа / Fare calculation.
Тут можно найти стоимость перелета между городами, указанными в билете. А рядом в колонке FARE или TAX, указывают аэропортовые сборы.
15.Форма оплаты/ Form of Payment.
В этой графе всегда указана форма оплаты за авиабилет. CASH означает, что билет куплен за наличные INVOICE - означает, что проплата осуществлена по безналичному расчету. Если билет был оплачен кредитной картой- здесь будет указан номер карты.